top of page
Поиск
namlib37

Вклад И. Б. Винокурова в возвращение переселенцев-чурапчинцев на родину

В данном сообщении мне хотелось бы дать ответы на три конкретных вопроса:

Чем отличается Чурапчинская трагедия от бедствий людей в других регионах республики ?

Принимал ли участие И. Е. Винокуров в переселении чурапчинцев в северные районы ?

Какой вклад внес И.Е. Винокуров в возвращение переселенцев- чурапчинцев на родину ?

К сожалению, до сих пор есть люди даже в научной среде, недооценивающие Чурапчинскую трагедию, считающие, что во время войны во всех районах республики голодали и умирали люди. На первый взгляд они как будто правы.

Однако документы партийного архива свидетельствуют , что никакой другой район республики не переносил такой страшной трагедии, какую пережил Чурапчинский район. Массовая смерть людей от голода, холода и болезней началась уже в Нижнем Бестяхе, где ждали пароход. И в пути ежедневно умирали десятки людей, которых хоронили в песках берегов Лены. Это говорит о неподготовленности переселения чурапчинцев в северные районы. В Чурапчинском районе были ликвидированы Танда-Бахсытский, Телейский, Бахсытский, Белолюбский, Альчагарский, Мугудайский и Мельжехсинский наслеги. И в настоящее время Бахсытский наслег, где раньше находился колхоз ’’Коминтерн”, со своими заимками и зимовьями, с чудесной природой превратился в заброшенные стойбища. Когда смотришь на них, душу охватывает глубокая печаль из-за горькой судьбы своих сородичей.

Как показывают документы партийного архива, из Чурапчинского района в сентябре 1942 г. в Кобяйский, Жиганский и Булунский районы были переселены 41 колхоз, 1655 хозяйств и 4988 человек. Из них в Кобяйский район - 18 колхозов, 683 хозяйства, 2493 колхозника, в Жиганский район - 13 колхозов, 540 хозяйств, 1735 колхозников, в Булунский район - 10 колхозов, 252 хозяйства и 759 человек. В постанолении бюро обкома партии от 29 сентября 1942 г. при обсуждении итогов переселения Чурапчинского района указано, что уже количество хозяйств уменьшилось на 155 ив описи переселенцев не оказалось 330 человек по неизвестной причине. От холода, голода и болезней в Кобяйском районе умерло 1284 человека, в Жиганском районе 314, в Булунском - 373. Всего умерло, по данным архивного материала, 1971 человек. Однако в эту цифру не вошло количество умерших во время переселения.

По данным архивного материала Чурапчинского района, в северные районы было переселено 1850 хозяйств и 5318 человек. Такую справку составил главный бухгалтер отдела земледелия Андреев. В результате Чурапчинской трагедии по состоянию на 1943 г. население Чурапчинского района составило 7934 человека, т.е. из района выбыло 9030 человек. И по уточненным данным, умерло 3128 человек. (Данные взяты из доклада А. Захарова "Не забыть Чурапчинскую трагедию").

Был ли И.Е. Винокуров участником переселения чурапчинцев в северные районы? Ответ можно дать на основании документов партийного архива. В 1942 г. 1-м секретарем обкома партии был И. JI. Степаненко, Председателем Совнаркома - В. А. Муратов. Согласно постановлению бюро обкома КПСС от 11 августа 1942 г. № 213, в состав правительственной комиссии по переселению колхозов Чурапчинского района были включены Г. Н. Анашин - председатель, Николаев, Борисов, Паулин, Келле-Пелле, Захаров, Алексеев и Егоров - члены. С. 3. Борисов в то время был зампред Совнаркома и был назначен заместителем председателя правительственной комиссии.

Когда на заседании бюро Якутского обкома партии от 11 августа1942 г. слушали "О мероприятиях по колхозам Чурапчинского района", присутствовали от Совнаркома Муратов и Кузнецов (моб. отдел СНК), И. Е. Винокуров отсутствовал. На заседании бюро Чурапчинского райкома партии от 16 августа 1942г. слушали "О проекте переселения части колхозов Чурапчинского района в Кобяйский, Булунский, Жиганский районы в связи с постановлением бюро ОК ВКП(б) от 11.08.1942 г.". Присутствовали Анашин, Паулин, Николаев, Борисов (зам. Председателя Совнаркома). 29 сентября 1942 г. на заседании бюро Якутского обкома партии слушали "Об итогах переселения колхозов Чурапчинского района" (докладчик Анашин), от Совнаркома присутствовали Муханов, Борисов.

Как видно из вышеизложенных документов партийного архива, в это время И. Е. Винокуров не был ни членом, ни кандидатом в бюро обкома партии и не числился в приглашенных. Он не занимал ответственную должность в Совнаркоме по данному вопросу, в связи с этим он не имеет никакого отношения к переселению колхозов Чурапчинского района. И в воспоминаниях бывших переселенцев он не упоминается как участник переселения колхозов Чурапчинского района в северные районы.

На вопрос, какой вклад внес И. Е. Винокуров в возвращение чурапчинцев, ответ даем на основании документов партийного архива и воспоминаний участников событий.

В июле 1943 г. И. Е. Винокуров начал работать Председателем Совнаркома. 27 августа 1943 г. на совместном заседании обкома партии и Совнаркома были приняты решения о неотложных мерах хозяйственного устройства переселенных колхозов Кобяйского района. Даны конкретные задания по открытию кредитов, обеспечению продовольствием, теплой одеждой, устройству детей-сирот. Указывалось, что руководство Кобяйского райкома партии, районного совета и Рыбакколхозсоюза, зная о создавшихся серьезных трудностях, не приняло мер и даже не поставило об этом вопрос перед обкомом партии и правительством республики. Было решено направить специальную правительственную комиссию в эти районы. Однако принимаемые меры зачастую на местах не выполнялись. Положение рыбаков- переселенцев продолжало ухудшаться, голод продолжался. В этой обстановке 28 марта 1944 г. обком партии и Совнарком ЯАССР вынуждены были принять решение об обратном переселении чурапчинских колхозников из Кобяйского района. В принятом постановлении указывалось, что критическое положение переселенцев оказалось результатом неудовлетворительно подготовленного переселения и отсутствия должной заботы о переселенцах со стороны Кобяйского райисполкома, райкома ВКП(б). Со временем также были приняты соответствующие решения о возвращении чурапчинцев из Жиганского и Булунского районов.

Таким образом, ошибочность постановления от 11.08.1942 г. была признана на совместном заседании бюро обкома партии и Совнаркома 28 марта 1944 г., принявшем постановление "О мероприятиях по переселению колхозов Чурапчинского района".

Правительственная комиссия , организованная 9 августа 1943 г., (пред. Припузова, члены Харитонов, Семенов) представила докладную в адрес секретаря Якутского обкома партии Масленникова и Председателя СНК Винокурова о ходе выполнения постановления бюро ОК ВКП(б) и СНК ЯАССР от 27 августа 1943 г."0 неотложных мерах хозяйственного устройства переселенческих колхозов Кобяйского района". В выводах и предложениях правительственной комиссии сказано о необходимости обязательного и срочного возвращения чурапчинских колхозов. Как показывают документы партийного архива, И.Е. Винокуров как Председатель Совнаркома принимал активное участие в возвращении чурапчинских переселенцев на родину. По его инициативе этот вопрос неоднократно обсуждался на совместном заседании бюро обкома партии и СНК.

Документы партийного архива, свидетельствующие о роли И. Е. Винокурова в возвращении чурапчинцев на родину, соответствуют благодарным воспоминаниям о нем бывших переселенцев Чурапчинского района.

Мой отец Решетников Савва Андреевич работал председателем колхоза "Коминтерн”, переселенного в Жиганский район (1941-43 гг.). С 1943 по 1947 гг. он работал инструктором Жиганского райкома партии, был активным участником возвращения чурапчинцев на родину. Отец неоднократно был на приеме у И. Е. Винокурова, всегда вспоминал его добрым словом за чуткость и человечность, считал его настоящим коммунистом, работавшим на благо родного народа. В сентябре 1982 г. перед смертью мой отец, вспоминая свою прожитую жизнь, сказал: "Руководители - коммунисты, верные делу народа, такие как Винокуров И. Е., добились улучшения жизни народа. Мне удалось жить до преклонного возраста, имея семью и детей. И тебе желаю жить и работать на благо своего народа. Пусть примером служит жизнь и деятельность профессора Башарина". Такое завещание старого коммуниста убедительно свидетельствует о том, как якутский народ любит и гордится своими выдающимися сыновьями, какими являлись Винокуров и Башарин.

С тех пор я искренне верю добрым легендам, которые слагаются в народе о Винокурове Илье Егоровиче, и с большим интересом читаю статьи и воспоминания о нем, выдающемся государственном и общественно-политическом деятеле республики. Активно поддерживаю предложение об увековечении его памяти присвоением Якутской государственной сельскохозяйственной академии имени Винокурова Ильи Егоровича.

155 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page